В принципе, разница небольшая между путешествием на теплоходе и просмотром «Клуба кинопутешествий».
Что в реальности вы смотрите через настоящий иллюминатор, что дома с дивана глазеете на стеклянную телекартинку... Поэтому такой вариант мы отодвигаем ближе к пенсионному возрасту.
Сегодня мы отправляемся в путь на собственном авто. Очень мобильный и скоростной способ путешествовать. Плюсов очень много. Есть, конечно, и минусы, о них позже, но всё же больше положительного.
Во-первых, вы не зависите от багажа. Можете взять столько, сколько необходимо, и даже немного больше.
Во-вторых, вам не надо учить наизусть расписание поездов и автобусов. Причем если поезда все-таки ходят по заявленному расписанию, то местные автобусы могут не появиться вообще. А если и появляются, где-то между основными остановками - не факт, что вас подберут с обочины.
В третьих, вы вольны в выборе маршрута поездки.
Стоит оговориться сразу: не всякая «Лада» доедет до цели. Дорог в Карелии хватает, но... асфальта мало! Самая надежная дорога - это Санкт-Петербург - Мурманск (М18). Ехать можно.
Дорога на Сортавала тоже асфальтирована, но «немного» не дотягивает до немецкого автобана. Есть еще трасса Кочкома (это за г. Сегежа) - Костомукша. Вполне терпимая, если не обращать внимание на пни, поднимающие асфальт! Ну, и еще парочка второстепенных дорог с частичным цивилизованным покрытием. Всё остальное - это лесные дороги. Бывшие лесовозные и построенные еще при советской власти пути сообщения между поселками. Камней много, ям тоже. Если дороги засыпаны щебнем - значит, это град камней по днищу автомобиля. Ехать надо не спеша. Не пылить!
Из всего выше перечисленного делаем вывод. Уровень технического состояния и надежность автомобиля должны быть на высоте. И просвет между дорогой и днищем - побольше, и колеса - пошире. Не дай бог сломаться в пути. Если на центральных дорогах вас, может быть, и выручит кто-либо, то на второстепенных - уже сомнительно. Там и машины не каждый день ездят. Да и не всякая машина остановится в глухомани. И если у вас добрая душа и одолевает жажда помочь ближнему на обочине у машины с поднятым капотом, бог вам в помощь. Тут, как говорится, закон - тайга, медведь -хозяин.
Это тем, кто любит почувствовать себя первопроходцем. Забраться в дикий угол и куковать там пару недель посреди проселка в ожидании эвакуатора. Мобильный телефон лучше переключить на Мегафон (точнее - обязательно!). Сеть очень широкая. Есть мертвые зоны, но если пройти 20-40 км, то можно войти в зону доступа!
Автозаправки есть у каждого районного центра и местами вдоль трассы М18. Но пара канистр на багажнике не помешает. Неэстетично, зато надежно. И всякие там мелкие запчасти. В пути пригодится всё.
Фото: А. Задорожный (http://kartravel.ru)